В переводе с китайского Ушу означает «боевые искусства». Это собирательное название для всех видов и стилей китайских единоборств. Ранее Ушу была известна как кунг фу, но на самом деле это неправильное произношение слова «дунфу» — в переводе «высочайшая степень мастерства».
Классификация боевых искусств Китая
Существует несколько вариантов классификации китайских боевых искусств.
1. По религиозной принадлежности
В Китае существует три основных религии, в каждой из которых есть боевые искусства со своей спецификой:
- Буддийские
- Даосские
- Мусульманские
1. В буддизме главное – достичь нирваны (самадхи). Достигается такое состояние умиротворенной отрешенности и уникальной способности на естественное реагирование на угрозы несколькими путями. Один из них – отрешенность через физическую тренировку. Основной принцип – «холодный ум, горячее тело». Буддийские стили широко использовались в народе, поскольку непокорный монастырь Шаолинь в течение нескольких столетий был неоднократно разрушен, а его мастера жили среди простых людей.
2. В даосизме главное – стать единым с природой. Здесь в основном превалируют мягкие внутренние стили, хотя есть и жесткие внешние. Даосские боевые искусства мало известны обычным смертным, хотя такие стили как Багуачжан (на основе восьми триграмм даосского учения) практикуются во многих странах мира без привязки к даосизму.
3. Что касается исламских (мусульманских) стилей, то они практикуются местным мусульманским меньшинством и вносят в свою организацию особенности исламской традиции. Они мало известны за пределами Поднебесной.
2. По географическому региону
По географии все стили разделяются на Северные и Южные.
Особенностью северных стилей является преобладающее применение ног с достаточным включением приемов руками. Это наиболее зрелищные стили с высокими прыжками и ударами ногами в голову. Такая особенность обусловлена тем, что северные (и западные) районы Китая в основном малонаселенные, здесь людям много приходится ходить пешком, а потому ноги у них были наиболее развиты. В поединках соперники придерживаются средних и длинных дистанций.
Особенностью южных стилей наоборот, является преобладающее применение рук с включением нижних и средних по высоте ударов ногами. Удары ногами в голову здесь почти не используются. Данная особенность обусловлена тем, что в южных густонаселенных провинциях Китая люди в основном занимались земледелием и выращиванием риса, поэтому у них ноги были развиты слабее, а руки – сильнее. В поединках соперники придерживаются средних и коротких дистанций.
4. Классификация по использованию энергии
Стили различаются преобладающим использованием физической энергии (мускульной силы) или духовной энергии (энергии «Ци»). Соответственно, их называют «внешние стили» и «внутренние стили».
Внешние стили ориентированы на развитие физической силы и выносливости за счет многочасовых ежедневных физических тренировок. Использование внутренней энергии для них вторично. Это наиболее динамичные и зрелищные варианты единоборств с мощными, быстрыми и резкими движениями. Освоить такой стиль, чтобы стать мастером можно было за несколько лет.
Внутренние стили основаны на плавных движениях, большое внимание уделяется дыханию и внутреннему представлению того, как энергия «Ци» концентрируется в определенных точках и перетекает по телу по энергетическим каналам. В первые несколько лет занятий новичок в таком стиле будет беспомощен перед агрессором. Чтобы стать мастером, нужно минимум 20-30 лет, но после этого мастер внутреннего стиля сможет разрушать огромные камни и давать отпор сразу нескольким мастерам внешних стилей. Один из наиболее известных «внутренних стилей» — тайцзицюань.
5. Имитационные стили
Многие стили представлены в Китае в виде имитации мифических персонажей, животных, птиц и насекомых. Они копируют поведение и биомеханику движений своих прототипов, что порой дает реально отличные боевые результаты. Среди наиболее известных «звериных стилей» отметим:
- Стиль дракона
- Стиль тигра
- Стиль богомола
- Стиль журавля
- Стиль обезьяны
- Стиль собаки
- Стиль леопарда
- Стиль пьяницы и т.п.
Помимо этого есть, например, искусство «игры пяти зверей», совмещающее в себе нескольких зверей и птиц.
6. Семейные стили
Семейные (внутриклановые) стили боевых искусств Китая не поддаются точной классификации. Многие из них до сих пор практикуются только внутри семьи и передаются от отца к сыну и от матери к дочери. А остальные в основном разделяются по представленным выше категориям или являются их симбиозом.
Соответственно, семейный клан на севере будет практиковать северный внешний стиль, а на юге могут быть симбиозы из южного и внутреннего стиля и внешнего стиля. Таких боевых искусств, по мнению автора – много тысяч. Во многих селениях были свои кланы, а таких селений в самой населенной стране мира – очень много.
7. Воинские искусства
В Китае существуют воинские искусства, которые разрабатывались специально для армии того или иного царства, княжества или отдельного феодала. Все они основаны на уже существовавших стилях, но имеют определенную специализацию. Например, в одной провинции могли отдавать предпочтению копью, в другой – алебарде, в третьей – мечу или сабле. Соответственно, воинские искусства мимикрировали под эти особенности.
8. Новоделы
Как и в любом традиционном боевом искусстве, в Ушу существуют новоделы — стили, созданые на основе существующих или существовавших видов единоборств. Наиболее ярким и известным из них является стиль Брюса Ли Джит-кун-до (джиткундо). Именно благодаря нему широкие массы людей узнали о существовании кунгфу. Основа данно стиля — «не привязываться к другим стилям, быть спонтанным, использовать любые методы для достижения победы».